Береза в культуре бонсай

    Береза бородавчатая, или повислая (Betula verrucosa, или B. pendula), широко распространена в Евразии. Предпочитает легкие почвы, растет на лесных опушках, полянах, вересковых пустошах, поднимается в горы до высоты 2100-2500 м. Береза пушистая (Betula pubescens) предпочитает более влажное местообитание. Оба вида имеют большое количество природных форм.

    Бонсай из березы повислой

    Кора березы — гладкая, серебристо-матовая, она отражает большую часть солнечного излучения, что делает березу необычайно выносливым деревом, приспособленным к достаточно высоким летним температурам, особенно на постоянно освещенных солнцем местах. Ранней весной ее распускающиеся листья имеют характерную светло-зеленую окраску, а осенью приобретают желтый цвет, который тем ярче, чем сильнее разница дневных и ночных температур.

    Береза в культуре бонсайЭто дерево чрезвычайно ценится любителями искусства бонсай. Береза прекрасно приспосабливается к различным условиям при соблюдении минимальных требований к освещенности и влажности почвы и воздуха. Держа под контролем полив и подкормки и дополняя обычный уход правильной и своевременной прищипкой, можно достичь значительного уменьшения листовых пластинок. Береза хорошо укореняется, быстро залечивает раны, и хотя у нее иногда отсыхают отдельные веточки, она легко дает новые побеги даже на старой древесине. Поэтому с помощью суровой, но продуманной тактики всего за несколько лет мы можем сформировать хорошие скелетные ветви.В культуре бонсай береза требует хорошо увлажненной почвы. Она нуждается в минеральных веществах, особенно в железе, весной ей необходимо жидкое химическое удобрение (которое быстро всасывается и расходуется деревом), летом — органические гранулы длительного действия. Береза подвержена грибковым (микозным) заболеваниям, поэтому ранней весной полезно обрабатывать ее фунгицидом.

    Выбор моделиПеред тем как приступить к формированию дерева, мы внимательно осматриваем кандидата, чтобы заранее определить, к какому стилю он подходит больше: наш выбор впоследствии не должен казаться насильственным и искусственным. Пересаживая эту березу в тот контейнер, в котором она растет сейчас, я колебался между двумя возможностями: вертикальный неформальный стиль или слегка наклонный. Ствол у дерева достаточно прямой и только вершина слегка поворачивает налево. Если бы я посадил дерево строго вертикально, этот наклон нарушил бы его равновесие. Такое негармоничное дерево интуитивно отталкивает.

    Мое решение стало таковым: посадить его в контейнер с легким наклоном вправо. Несмотря на небольшую кривизну, вершина все же остается на той же линии, что и основание ствола, и зрительное равновесие восстанавливается. Масса веток и зелени должна быть расположена таким образом, чтобы еще упрочнить это равновесие. Благодаря этому дерево впишется в нормы классического стиля «Sho Shakan» (слегка наклонный с одним стволом). Выбрав модель, следующим шагом должно стать изучение соответствующих ей пропорций и меры между различными частями дерева — таков обычный путь создания профессионального бонсая.

    Ход работы

    Земля для бонсая

    Обрезка бонсай

    Тип земляной смеси: вниз — слой камешков, остальной объем заняла легкая воздухо- и водопроницаемая смесь из песка, гравия и торфа.Основное — это прищипка. Хорошо укоренившись на новом месте, береза дает бесчисленные побеги, а за одно лето количество молодых веточек на концах веток первого и второго порядка может удвоиться. Обвив проволокой необходимые ветви и убрав ненужные, мы располагаем более или менее готовым скелетом для будущего бонсая. Последующая работа будет состоять в уходе, постоянной прищипке, обрезке, наложении новой проволоки...Из множества ветвей на вершине я выбрал одну, имеющую легкий наклон вперед. Остальные убирал постепенно, затратив на это чуть больше года. Нельзя торопиться. Срезы, обработанные садовым варом, зажили хорошо. И наконец-то я добился более разреженной и четко прорисованной вершины. Листопадные деревья особенно хороши зимой, на фоне туманной сырости их силуэт необыкновенно красив. Именно в это время можно по-настоящему оценить бонсай, вложенные в него труды, красоту избранного стиля. Березы, грабы, буки, сняв летний наряд, являют свою подлинную сущность без обмана и театрального грима. И именно в этот момент можно легко отличить истинный бонсай от подделки. Тогда так приятно отдаться созерцанию и воображать что угодно, воспользовавшись подсказками дерева и автора...

    Выбор положения ветвейРаботая с листопадными видами, мы смело можем идти за волей дерева. Пока ветви еще гибкие, можно опустить их довольно сильно, даже ниже горизонтальной линии. У более старых деревьев постепенно обрезаем ненужные ветви, а нужным с помощью проволоки придаем положение чуть выше линии горизонта. В данном случае я поступил именно так. Верхние ветви подняты еще выше. Силуэт приобретает плавность и законченность, характерные японским моделям. Такое расположение ветвей придает дереву достоинство и элегантность, так украшающие листопадные виды.

    Вместо эпилогаУ берез легкий и благородный характер. Они великодушно дарят нам радость и безмятежность своего аристократического духа.

    Береза бонсай

    В настоящей статье мне хотелось продемонстрировать создание фундаментальной анатомической структуры, на которой в течение последующих лет будет строиться наш бонсай. Первая ветвь — приглашение и вход. Остальные ветви, гармонично чередуясь и постепенно сходя на нет, должны оставлять фронт открытым. Силуэт дерева — уравновешенный мягкий треугольник. При дальнейшей работе необходимо все время соблюдать пропорции и меры между шириной и высотой дерева, скелетными ветвями и ветвями второго и третьего порядков; думать о контейнере; иметь в виду толщину ствола, постепенно сужающегося к вершине...Первый шаг в любой работе — наметить цель, найти идеал. Но что бы мы ни делали — идеал недостижим. Мы можем быть совсем близко, почти достигать его, но... дерево растет и изменяется. В природе все находится в непрерывном движении. Гераклит предупреждал: «В одну реку нельзя войти дважды». Если бы бонсай был подобен скульптуре, раз и навсегда совершенной и законченной, — он потерял бы большую часть своей привлекательности. Возможность сотворить нечто подлинно живое дает удивительное ощущение первобытной силы и свежести. При этом мы стремимся найти и воплотить идеал, постоянно ускользающий и манящий...

    Альфонсо Апарисио Мена

    RSS
    Гость
    11:15
    Поэтический пиздец.
    Загрузка...