Садовые эфемериды

    Иллюзорный, призрачный, нереальный... Эти слова уместны при описании парка или сада и обычно звучат в контексте сезонных изменений, освещения, погодных метаморфоз или специально созданных эффектов, рассчитанных на восприятие в короткий промежуток времени.

    Эфемериды в садовой архитектуре

    Привлечение к садовой архитектуре нематериальных или недолговечных компонентов — запаха, звука, эхо, тумана, радуги, отражения, льда, светового луча — усиливает эмоциональное звучание сада, повышает его эстетическую ценность и иногда становится главным элементом в его образе. К ряду иллюзорных, недолговечных и эфемерных затей относятся всевозможные "обманки" и "шутовские затеи": бутафорские имитации (например, роспись под руины Пиль-башни в Павловском парке), создание искусственных бесконечных перспектив с помощью зеркал, неожиданно включающиеся фонтаны... Все эти элементы в словаре терминов ландшафтного дизайна объединяются определением "эфемериды". Привычные и неотъемлемые составляющие парков барокко и классицизма, эфемериды незаслуженно забыты в современной практике ландшафтного строительства, но интерес к природным явлениям и иллюзорным эффектам в нашем практичном и меркантильном обществе все же есть.

    К эфемеридам в садовой архитектуре можно отнести и компоненты эстетического воздействия на человека, например пение птиц и музыку. Размещение клеток с птицами или привлечение их в сад кормом или устройством гнезд было особенно характерно для садов Средневековья: на миниатюрах того времени, изображающих сады, есть павлины, фазаны и другие птицы. В Древней Руси устраивались большие шелковые клетки для соловьев и перепелов.

    В эпоху барокко рождается традиция написания специальной садовой музыки. Придворный композитор Людовика XIV Ж.Б. Люлли стал создателем "версальского" музыкального стиля, автором придворных балетов, пантомим, шествий, пасторалей, идиллий. Его руке принадлежит знаменитая "Версальская эклога". Концертные залы и музыкальные салоны традиционно устраивались в Павловске и Царском Селе. Там же проводились концерты духовых оркестров. В помещичьих садах звучала роговая музыка, например в подмосковных Кузьминках у знаменитого "музыкального павильона" архитектора Жилярди. Концерты, на которых дирижировали известные композиторы, давались в Павловском вокзале. Изначально слово "вокзал" определяло помещение для музыкальных концертов в саду. В Павловске к такому "вокзалу" была в 1837 г. проведена первая железная дорога, и название "вокзал" перешло на все станционные помещения.

    Звуковому восприятию служили и фонтаны с плеском и шумом воды, и звуки, издаваемые, например, стеклянными колокольчиками, начинавшими звенеть во время работы фонтана. Существовали и звукоподражающие устройства: в Петергофе в одном из фонтанов крякали уточки и лаяла собака, гоняющаяся за ними по кругу. В садах романтизма особенно ценилось звучание водопадов, ручьев и эхо, специально организованное (примером могуть служить "звучащие скамейки" в Сан-Суси; эхо устраивал А. Болотов в саду в Богородицке).

    Сады всегда отвечали потребностям не только утилитарным и эстетическим, но и просветительским, поучительным и "потешным". Уже популярные в Средние века водные игры произвели фурор в садах ренессанса и барокко. Большой простор для барочных шуток давали фонтаны: неожиданные, непредсказуемые, эротичные и даже непристойные. В вилле д"Эсте фонтан Венеры являлся ловушкой для гуляющих — неожиданно включались невидимые тонкие струи воды, бьющие из пола. Следует вспомнить о различных "водяных курьезах" в Петергофе: шутихах, "фаворитном фонтане", "забавном фонтане", "Егерской шутке", "Пирамиде" и других.

    В современных ландшафтных проектах тоже часто используется возможность создания водяными струями различных неожиданных эффектов: от радуги и тумана до физической способности воды образовывать материальную преграду — прозрачную эфемерную стену-ширму. "Арка-радуга", фонтан "Занавес", фонтан "Виста" (организованная картина-вид в водной "раме"), фонтан "Туман" — это примеры включения водяных спецэффектов в ландшафтную композицию.

    Специфика нашего климата (долгие снежные и морозные зимы) — не преграда для садового творчества. Северные умельцы всегда создавали композиции из снега и льда: "иордани" на Крещение, снежные городки и т.д. Ледяные скульптуры, показываемые ежегодно на площадях Москвы и международных фестивалях ледовой скульптуры, могут украшать места проведения праздников, сады, парки и скверы. А когда тоска по летним прозрачным искристым струям фонтанов непреодолима, можно использовать имитацию воды из стекла или прозрачного пластика. Прошлой зимой в Москве проходила акция под названием "Вторая жизнь фонтанов": на Театральной площади в новой зимней красе был представлен фонтан скульптора А.И. Витали (1835 г., архитектор О.И. Бове). Его скульптурные группы, тематика которых посвящена Большому театру — "Комедия", "Трагедия" и "Музыка", — окружили "стеклянным стаканом", имитирующим воду, и искусно подсветили.

    Среди недолговечных "разовых" ландшафтных композиций выделяют произведения "объект" и "лэнд-арт". Скульптуры из листьев, веток, камней, льда, пространственные структуры с использованием природных материалов, драпировок — эти и многие другие приемы применяются как в открытом пространстве, так и в интерьере. В жанре "объект" работают архитекторы и ландшафтные дизайнеры Даниэль Ост, Эндрю Голсуорси, Теренс Конран, Кристо, Имре Маковец, скульпторы Роберт Смитсон, А. Хейзер и др.

    В практике "малого" садового строительства функциональность и рационализм использования частного сада нередко уступают место желанию создать нечто уникальное и удивительное.

    Беседки-корзины из прутьев, скульптуры из природных материалов, композиции из снопов, поленьев, использование специальных переносных конструкций создают временные объекты и ландшафтные композиции по сиюминутному вкусу и настроению хозяина. Оформление садов по случаю семейного торжества, приема гостей с использованием гирлянд цветов, привезенных растений в кадках, иллюминации тоже можно отнести к разряду эфемерид. "Фонтаны-туманы", фонтаны-"водяные занавесы"; стены-ширмы из зеркальных стекол помимо своей оригинальности способны визуально отгораживать и "прятать" нежелательные виды, строения или заборы...

    Садовые эфемериды — это композиции без явного функционального назначения и, значит, без практической пользы. Их жизнь или возможность восприятия часто ограничена во времени неделями и даже минутами. Но неисчезающая потребность человека в уединении, контакте с природой и космосом, в удивлении и философском раздумье побуждает к возникновению парковых элементов "Ворота в никуда"; "Дом, в который нельзя войти"; "Мост, не ведущий на другой берег". В этих парках-аттракционах можно увидеть звезды днем и тень от срубленного дерева.

    RSS
    Нет комментариев. Ваш будет первым!
    Защита от спама
    Загрузка...