Медовые хитрости
Пчеловодство - очень древнее занятие. Раньше оно называлось бортничеством, и это был промысел в лесу с дикими пчелами. До сих пор домашнее пчеловодство сочетается с бортничеством, и немалая заслуга в этом - пасечника.
Весной пасечник выбирает в лесу удобную для медосбора поляну, обычно на вырубках, устраивает борть - выдалбливает ствол дерева или укрепляет на дереве уже готовый полый обрубок (переходная форма от борти к улью). В период роения пчеловод выслеживает слетевший рой диких пчел, ловит его с помощью специальных приспособлений и переносит их в свой улей. Некоторые хитрецы приманивали слетевшие рои на одно из расположенных поблизости деревьев, расширяя уже готовое дупло и намазывая его дно медом. При содержании пчел в лесу пасечник либо периодически навещает свои ульи, либо вообще на лето переселяется в лес.
При домашнем же содержании пчел ульи полагалось ставить недалеко от дома, но так, чтобы рядом были луга, поля и чистые водоемы. Ульи делались в виде колод (старинные виды борти) или домиками на невысоких ножках. Конечно, все это требовало большого умения, потому секреты своей семьи пчеловоды хранили в строгости. Но в деревне сложно прятать что-либо от соседей, именно поэтому между пасечниками возникала конкуренция. Спорили из-за мест медосбора, а также из-за права на собственность. Так, если вылетевший рой сел на дерево, которое принадлежит соседу, то теперь он принадлежит ему. Пчелам что - они сами по себе, где хотят, там и летают, где нравится пить сок, там и пьют. Но и старый хозяин, упустивший рой, нередко приходит к соседу разбираться, предъявлять на пчел права. Начинается перебранка, мол, так и так, зачем моих пчел к себе переманиваешь, своих, что ли, мало? Нет объяснений? Значит, ты колдун! Всё просто, ведь всем известно, что только пасечники-колдуны посылают своих пчел воровать мед из чужих ульев.
Долгое время пчеловодство в деревне воспринималось не как работа, а как забава. Именно поэтому считали, что мед - данная Богом милость, которая принадлежит не одному пасечнику, а всей общине. Основанием для этого мнения служили представления о пчеле - Божией угоднице. Пчела была очень щедрой, весь свой мед она отдавала людям, поэтому и люди не имели права жадничать, иначе лишатся благодати пчелы. Пасечники, зная об этом, первый мед отдавали детям. Продавать мед считалось грехом, а вот обменять его на нужные вещи разрешалось. Эти правила держались до XIX века, и только позднее мед стал продаваемым товаром. И всё равно в этом деле были свои ограничения. Мед продавали только мелкими порциями, причем в придачу к товару давали какую-нибудь вещицу. Получалось, что деньги хозяин брал как бы за вещицу, а мед отдавался даром. Благодаря такой хитрости "закон о мёде" оставался неизменным: его не продавали, а просто дарили.
Работа пасечника была непростой, она требовала особых ограничений. Так, например, чтобы пчелы носили много меда, хорошо велись и рои не улетали, хозяину пасеки не следовало "грешить" с женой. Также он не должен был браниться, лениться, вести срамные разговоры. Словом, человек, который занимается сбором меда, находится в контакте с "чистыми" пчелами, должен быть сам чист душой и телом. Именно поэтому, наверное, пчелы лучше ведутся у стариков и монахов (известно, что лучшие пасеки - в монастырях). Не случайно, поэтому мед является самой чистой пищей, которая разрешается даже во время поста.
Было интересно узнать, что люди помнят об истоках такого промысла, как пчеловодство или бортничество.
Спасибо, что вы собрали такую интересную информацию и постарались донести ее до людей.
Вы правы, пчелы, это самостоятельные труженики, которые могут не только обеспечить себя медом, но и поделиться с другими. Ведь мед, как вы правильно заметили», это – данная Богом милость.
Существуют очень древний источник, Священное Писание, в котором часто упоминается обильные лесные пасеки, а само упоминание меда говорило об изобилии и богатстве земли. Вот что в ней написано: «Мы были в земле, в которую ты послал нас. Там на самом деле течет молоко и мед».
Недавняя археологическая находка в Израиле позволила археологам обнаружить более 30 ульев, расположенных в три ряда. По приблизительным оценкам, всего на той пасеке могло быть около 100 ульев. В ульях были найдены остатки пчел и частицы воска. По подсчетам ученых, «эти ульи могли давать полтонны меда в год». «По словам профессора Мазара, на сегодняшний день это — самая древняя пасека из всех обнаруженных на Ближнем Востоке. Она датируется X — началом IX века до н. э.».
Елена, еще раз спасибо вам за статью и интересную информацию.