Богородицкий дворцово-парковый комплекс

    Небольшой провинциальный городок Богородицк, в 65 км к юго-востоку от Тулы, мало чем привлекателен с первого взгляда. Сегодня он известен лишь специалистам, занимающимся изучением усадебной культуры и историей садово-паркового искусства в России. Но расположенный здесь уникальный во всех отношениях дворцово-парковый комплекс заслуживает самого пристального внимания.

    Богородицкая усадьба

    Историю Богородицка можно проследить со времен царствования Алексея Михайловича (1645-1675). В 1670 г. на левом берегу реки Уперты построено деревянное укрепление. К началу XVIII в. поселение потеряло значение пограничного форпоста на южных рубежах государства, и в Богородицке был устроен казенный конный завод. Из памятников архитектуры этого времени сохранилась барочная башня-колокольня, позже удачно вписанная в усадьбу. Переломным моментом в истории ансамбля стало включение его в императорскую волость в 1763 г., когда село Богородицкое, а вместе с ним и село Бобрик-Спасское были переданы в особое управление генерал-поручику князю С.В. Гагарину. Екатерина II купила эти угодья у некого Н.И. Ладыженского за 100 рублей и уже в 1765 г. предназначает их своему незаконнорожденному сыну Алексею Григорьевичу Сицкому (впоследствии графу Бобринскому). Внебрачный сын Екатерины II и Григория Орлова не вполне оправдал надежды своей матери.

    По свидетельству современников он был строптив, безудержно играл и имел много долгов. Недовольная Екатерина II отказалась от намерения подарить ему свою тульскую вотчину, но ее решение было исправлено Павлом I, прилюдно назвавшим Сицкого братом императора и пожаловавшим ему графский титул. В 1796 г. ему были подарены село Бобрики и Богородицк, где к тому времени стояли уже полностью отстроенные дворцово-парковые ансамбли, почти двадцать лет ожидавшие хозяина. Екатерина II так ни разу и не посетила ни одного из них. За многие годы в создании императорской резиденции приняли участие Иван Егорьевич Старов (1744-1808) и Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833). Старов — знаменитый архитектор, выпускник академии, пять лет учившийся в Париже, автор многочисленных усадебных проектов для придворной знати.

    Болотов — талантливый дилетант, написавший в общей сложности 350 томов научных и литературных произведений, за что был назван тульским энциклопедистом. Его перу принадлежит первый в России труд по помологии*, он издавал собственный журнал "Сельский житель", ставший своеобразным руководством по ведению садового хозяйства. На страницах журнала помещались переводы книги Гиршвельда по садово-парковому искусству: она произвела сильное впечатление на Болотова и вдохновила его на собственные опыты. Главной же заслугой Болотова в Богородицке можно назвать создание великолепного пейзажного парка, названного современниками "чудом здешнего края", и городского плана 1778 г., который императрица сравнила с "сущим цветником" и повелела "точно таким образом город расположить". С созданием двух последних элементов, города и парка, ансамбль Богородицкой усадьбы получил гармоничное завершение.

    Богородицк

    Главная особенность комплекса заключена в концепции его плана, удачно выраженной автором с помощью средств ландшафтного проектирования. Автор символично отобразил причастность владельца, графа Бобринского, к императорской семье. Центральным элементом плана является усадьба, другие части ансамбля подчинены ей.

    Дворец — абсолютная доминанта. Пять городских магистралей, носивших имена членов императорской семьи (центральная улица именовалась Екатеринской), имеют общую точку схода в овальном зале дворца и соответствуют пяти его окнам. Образцом для этой схемы, безусловно, послужил Версаль, где точка схода трех лучей — спальня короля. По сути, это явление в русской культуре справедливо можно назвать царскими притязаниями в миниатюре. Но в ряде подобных так называемых "усадеб-городков" или "городков-имений" Богородицк представляет собой чистейший образец, сконцентрировавший все идейные основы этого явления. К числу таких городов относят Тишань П.А. Румянцева-Задунайкого; Батурин К.Г. Разумовского; Богоявленск Г.А. Потемкина и др. Интересно, что в "городках-имениях" удачно совмещаются регулярные и нерегулярные тенденции. Для дворянина конца XVIII в. всегда существовали два полюса — сентиментализм и классицизм, усадьба и город, мир гражданских чувств и мир личный. Органичное слияние их в усадьбе обусловлено двучастной планировочной структурой. Заказчик получал возможность, придерживаясь общей линии классицистического регулярного градостроительства, продемонстрировать свое высокое государственное положение (план города и усадебный дом строились в стиле классицизма), но, допуская "вольности" в планировке сада (как правило, пейзажный парк), он проявлял себя как частное лицо со своими вкусами, пристрастиями и причудами...

    Пейзажный парк создан Болотовым в 1784-1885 гг. Реконструировать его внешний облик можно и по плану, и по сохранившемуся альбому акварельных зарисовок "Виды имения Бобринских", сделанных Болотовым вместе с сыном в 1786 г. В альбом входит 82 листа, несколько из которых приводятся в статье. О том, какой была усадьба Бобринских в XIX в., можно прочесть в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина": Богородицкая усадьба, в которой бывал писатель, явилась прототипом имения Вронского.

    В 1785 г. парк охватывал площадь размером около 100 га и включал территории, протянувшиеся вдоль городского пруда на 2,5 км. Огромная роль отводилась прокладке "видовых дорог": растения и строения компоновались таким образом, чтобы движение по тому или иному маршруту сопровождалось постоянной сменой декораций (видов, "сцен"). В Богородицком парке были "меланхолическая сцена", "смеющаяся сцена", сцена, называемая "вечерней сиделкой" и представляющая собой скамейку на берегу пруда, поставленную именно в том месте, где открывается наиболее красивый вид на закат. Была среди подобных сцен и обманка — зрителю казалось, что из-за деревьев выглядывает настоящий замок, но, подойдя ближе, он понимал, что перед ним всего лишь бутафория. Гости заходили на небольшой островок, называемый "Улитка", и... мостики отводились, и начиналось неожиданное обливание водой… В склоне холма расположились пещеры и гроты, украшенные раковинами, мелким бутылочным стеклом и разноцветными песками. Грот с зеркальным перископом позволял видеть залитые солнцем картины парка, находясь под землей. Еще одной оптической игрушкой служило зеркало, установленное так, что выходящий кланялся самому себе. Подобных забав в парке было множество… Болотов с гордостью писал: "Сами иностранные путешественники признавались, что они нигде подобного сему не видывали…"

    Увы, ныне от блиставшего великолепием парка ничего не осталось: в 1926-1929 гг. были разобраны служебные пропуска и колокольня; в 1930-х во дворце размещался санаторий "Красный шахтер" (тогда же погибла почти вся внутренняя отделка Казанской церкви, которую планировали перестроить в кинотеатр); в 1941-м Богородицк был занят немецкими войсками, превратившими дворец в руины. Восстановительные работы начались лишь в 1967 г. и ведутся поныне. Сейчас во дворце разместился музей, а церковь открыта для прихожан. Что касается парка и его восстановления, то это лишь далекие перспективы.

    RSS
    Нет комментариев. Ваш будет первым!
    Защита от спама
    Загрузка...