Изумрудное ожерелье Бостона
Город Бостон был основан пуританами в 1630 году, а уже спустя четыре года в городских отчетах упоминается общественный зеленый массив — «Бостон Коммон». От индейцев эти земли (48,4 акра в форме неправильного пятиугольника) перешли к переселенцу из Англии Виллиаму Блакстону, а он продал их городу. Долгое время территория служила выгоном скота, затем использовалась для военных учений и публичных наказаний.
Через два столетия парк начинает использоваться для проведения городских празднеств, ярмарок. Постепенно изменяется ландшафт территории города, изначально со всех сторон окруженного водой: засыпаются заболоченные участки и целые водные пространства, срезаются вершины холмов. Меняется и «зеленая зона»: расчищается пруд, появляются павильоны, фонтаны, скульптуры.
В результате инженерных мероприятий в начале XIX века поднимается следующий парк Бостона — Паблик Гарден. Залив Бек Вей, образованный рекой Чарльз-ривер, засыпается и на образованных 24 акрах земли разбивается первый в стране общественный ботанический сад, ансамбль которого заканчивает в 1859 году Георг Михем. Сохранившийся до наших дней парк явно носит черты французской регулярной планировки. Основная ось с востока на запад соединяет его с центральными бульварами вдоль реки. Рельеф парка практически плоский. В центральной части расположен пруд, решенный в английском стиле, окруженный плакучими ивами, через пруд перекинут очаровательный мостик, откуда открывается вид на водную гладь и прекрасные цветники. В парке растут около 125 разновидностей деревьев, весной и летом высаживаются цветы из городских оранжерей. Среди многочисленных скульптурных композиций, украшающих парк, — конная статуя Джорджа Вашингтона работы Томаса Бола, памятник Тадеушу Костюшко, сражавшегося за освобождение от господства Англии. В 1987 году парк украсила скульптура Нэнси Шон по мотивам детской книжки «Дайте дорогу утиной семье», копия которой установлена в ЦПКиО им. Горького в Москве.
Парк открыт круглые сутки и весьма популярен у горожан. Более ста лет сохраняется традиция катания детей на шести лодках-лебедях. Благодаря строгим правилам парковые зоны никогда не бывают перегружены. Здесь запрещены активные игры, катание на велосипедах и роликах, выгул собак без поводка, торговля, даже продажа мороженого и соков. Зато пешеходное движение и отдых возможен везде, включая прекрасные травяные газоны.
Парки, растянувшиеся на много километров, зрительно и композиционно объединяются не только водной темой, плавными переходами бульваров в парковые массивы, а массивов — в бульвары, но и стилистической цельностью. Они поражают масштабом, удивительной гармонией человеческого вмешательства и природной подосновы, перед художественным мастерством которой всю жизнь преклонялся создатель проектов пяти из бостонских парков Олмстед. Смелость и новизна заключены в первую очередь в перенесении на новый уровень завоеваний как английской, так и французской школ ландшафтной архитектуры. Природа Америки, размах ее территорий позволила воплотить самые необычные линии и объемы в гармоничном пространстве. Эта же тема развита Олмстедом в других его произведениях.
Вероятно, в том и сила Америки, что любая часть целого — личность и общество, здание и город, художник и стиль — умеют, сохранив индивидуальность, объединиться в совершенной гармонии, и каждая «изумрудинка» удивительно точно навсегда заняла свое место в Бостонском «Ожерелье».