Ботанический сад в Оксфорде
Трудно сказать определенно, отчего тот или иной ботанический сад становится известным. Иногда это почтенный возраст, иногда замечательная, чем-либо выдающаяся планировка; некоторым садам сделали славу обширные коллекции и память о великих ученых, их собиравших и изучавших; иногда тот или иной сад настолько красив и уютен, что меркнут даже его заслуги перед наукой, и люди приходят сюда не столько чтобы посмотреть на растения, снабженные этикетками, сколько для того, чтобы получить эстетическое наслаждение... В редких случаях все эти достоинства сочетаются.
Средневековый центр Оксфорда нельзя назвать очень зеленым. Узкие улицы сплошь застроены старинными фасадами. Только внутренние дворики разбросанных по всему городу университетских колледжей представляют собой идеальные прямоугольные лужайки, но туда, как правило, стараются не пускать праздно шатающихся. Поэтому совсем небольшой сад, и без того отягощенный учебно-научно-коллекционными обязанностями, несет немалую нагрузку со стороны отдыхающих горожан, студентов и многочисленных туристов, приехавших поглазеть на эпицентр английского образования.
Сад был основан в 1621 году и разбит по «накатанной» планировочной схеме. Квадратное в плане пространство обнесли высокой каменной стеной с накрест расположенными воротами. Внутри пространство делилось двумя перпендикулярными дорожками на четыре меньших квадрата. В них, в свою очередь, размещались грядки с растениями.
Эта схема, сколь бы простой она не казалась, восходит к очень древнему прототипу. В первых европейских ботанических садах, появившихся при университетах ренессансной Италии начиная с середины XVI века, такой квадрипартитный узор (круг, квадрат или квадрат, вписанный в круг, крест накрест разделенный дорожками, идущими под прямым углом по отношению друг к другу, часто сориентированными по сторонам света) являлся обязательным элементом. Так же были устроены сады и огороды лекарственных растений и при средневековых христианских монастырях.
Переподчиненная в XVI веке новым идеям — собирательству и изучению свойств растений как части Творения — эта планировка, в свою очередь, имеет корни в Древнем Востоке. Именно так, судя по описаниям, был устроен мистический сад Эдема — воплощение рая на Земле, восточный «Парадиз», который искали, но так и не нашли где-то в Месопотамии.
Семантическая нагрузка этой древней структуры оказалась столь весома, а оттенки внутреннего смысла и возможности трансформации его столь разнообразны, что подобному четырехчастному построению, разошедшемуся в бесчисленных копиях и заимствованиях по садам всего мира, суждено и сейчас оставаться одним из самых выразительных элементов садовой архитектуры.
Когда разбивали сад в Оксфорде, итальянские примеры еще были относительно свежи, но уже прошло достаточно времени — несколько десятилетий, — чтобы убедиться в удобстве и практичности такого способа размещения растений для нужд систематического обучения. Профессор медицины, а потом и ботаники (до 1700-х годов это, в сущности, была одна дисциплина) подводил студентов к длинной грядке и показывал им растения, расположенные на ней по порядку. Так происходило без малого четыреста лет назад, так происходит и сейчас. Менялись представления о системе, привозились со всего мира новые виды растений, а грядки оставались и остаются на своих местах.